Обзор Resident Evil 4 Remake: исключительное возвращение к одной из величайших экшн-игр всех времен
В преддверии своего оригинального релиза в 2005 году компания Capcom освежающе — и публично — четко заявила о своих намерениях в отношении Resident Evil 4. Чувствуя, что классическая формула с фиксированной камерой, благодаря которой серия процветала в 90-е годы, уже приелась, продолжение должно было стать полным переосмыслением концепции survival horror. Что-то свежее. Динамичное. Захватывающим. Лист был полностью очищен, и на этом чистом холсте было создано нечто исключительное. Игра, которая не только переопределила франшизу, но и игры в жанре экшн от третьего лица в целом.
На протяжении восемнадцати бурных лет Capcom пыталась превзойти успех Resident Evil 4. Пятая и шестая части удвоили экшен, но результаты оказались неоднозначными, а седьмая и восьмая сосредоточились на пугающем виде от первого лица. В то же время ремейк Resident Evil 2, вышедший в 2019 году, обратился к прошлому за вдохновением, представив мастерское переосмысление, сочетающее отзывчивый бой от третьего лица с изысканными производственными ценностями более современных игр серии. Но с выходом ремейка Resident Evil 4 игра Resident Evil наконец-то прошла полный круг. Если оригинальный релиз был отторжением предыдущих игр, то этот ремейк стал празднованием того, куда серия пошла дальше. Бои, ориентированные на действие. Фотореалистичное окружение. Липкие монстры, смешные персонажи, нелепые сюжетные линии. Что может быть лучше для ремейка самой высокой вершины серии, чем построить ее на фундаменте тех самых игр, на которые она вдохновила? Resident Evil 4 — это неистовый аттракцион, который ничуть не хуже — если не, смею сказать, даже лучше — оригинальной игры.
Спустя шесть лет после событий «Города енотов» правительственный агент и любитель красивых пиджаков Леон С. Кеннеди отправляется в сельскую местность Испании, чтобы расследовать исчезновение дочери президента Эшли Грэм. Проклиная себя за то, что ни один день в офисе не добавит ему еще десяток лет терапии, Леон быстро обнаруживает, что местное население заражено паразитом, распространяемым зловещим культом, который заставляет их кишки извиваться. Поскольку Эшли в опасности, Леону приходится сражаться с полчищами жестоких местных жителей, чтобы убедиться, что она добралась домой в порядке.
Resi 4 чрезвычайно глупа. Самая глупая во всей франшизе, а это уже о чем-то говорит. Capcom не предприняла никаких попыток придать испанскому приключению Леона реалистичность, предпочитая вместо этого наслаждаться его глупостью с благоговением, которое возникает только при повторном прочтении чего-то столь любимого. Леон — симпатичный дурачок, отвечающий на непонятные ужасы быстрым замечанием и щелчком своей безупречной бахромы. И загадочный лидер культа Осмунд Саддлер, и пародирующий Тэтчер Рамон Салазар обладают таким же сценическим присутствием, как и пантомимные злодеи, хотя и такие, которые в любой момент могут взорваться в скользкий клубок покрытых слизью щупалец, травмировав при этом кучу малышей.
Все это уравновешивает Эшли, капля искренности в океане безумия. В отличие от ее интерпретации в оригинальной игре, эта Эшли добрая, компетентная и симпатичная. Раз или два она натыкается на старые тропы, но в основном она является надежным крючком, за который игра цепляется, пока ее дико качает в дюжине дурацких направлений.
В то время как тон игры парит над облаками, бои прочно приземлились на землю. В Resident Evil 4 есть удивительное ощущение весомости стрельбы. Леон не обязательно медлителен, но он точно не быстр в стрельбе. Его прицел слегка затягивается, пока вы наводите оружие. Небольшое колебание его позиции может привести к тому, что драгоценная пуля проскочит мимо головы приближающегося жителя деревни. Удары наносит сильные. Он злобен и двигается как человек, способный нанести урон.
Враги, с другой стороны, не имеют таких недостатков. Они быстры. Опасны. Они бросаются на вас, как только вы забредаете в их владения, глаза выпучены, руки вытянуты. Они представляют собой шквал плоти и стали, ударов топоров, выпадов вил и разящих кулаков. Сражение неистово и напряженно, это упражнение в управлении толпой, когда вы отчаянно пытаетесь определить приоритет самой непосредственной угрозы, чтобы обеспечить свое дальнейшее выживание. Более разумные, чем враги-нежить из предыдущих игр, эти Ganado умнее и способнее, чем раньше. Они будут отрезать вас. Уворачивайтесь от ствола оружия. Они представляют собой грозное и захватывающее испытание, которое можно преодолеть даже на стандартном уровне сложности игры.
Клинки, болты и даже бензопилы теперь можно парировать ножом, а вовремя сделанное отклонение оставляет брешь для последующей атаки ближнего боя, которая отбрасывает толпу назад на мгновение короткой передышки. Но будьте осторожны — слишком частое парирование (или использование его для добивания поверженных врагов, пока они не превратились в более жесткого, дриблерного, кишащего паразитами монстра) приведет к тому, что ваш нож сломается, оставив вас открытым для атак в ближнем бою. В бою есть пьянящий прилив и поток. Ритм. Удар в лицо. Последующий удар. Выстрел из дробовика отбрасывает группу назад. Взмах ножа отправляет в полет надвигающийся серп. Вилы вонзаются в спину. Вы продолжаете сражаться. Кровь. Металл. Кожа. Кость. Это висцерально. Это великолепно.
К счастью, участки, в которых нужно сопровождать Эшли, были изменены с учетом этого роста напряженности. У Эши больше нет собственной шкалы здоровья, и хотя она может быть выведена из строя, ее можно поднять на ноги простым нажатием кнопки. Ее поведение также было значительно улучшено. Вместо того чтобы просить ее подождать, Леон теперь может попросить ее «дать ему место», что заставит ее метнуться в безопасное место, недоступное для врагов, готовых ее схватить.
Интересно, что это лишь небольшая эволюция по сравнению с боем, представленным в ремейке Resident Evil 2. Все сразу же становится знакомым. Вес Леона. Тяжесть. Сила. Это система, которая изначально была разработана для стрельбы по меньшему количеству медленно движущихся врагов, но удивительно хорошо подходит для более динамичных групп в Resi 4. Ощущать эту родословную в каждом нажатии на курок и ударе по зубам просто восхитительно. В конце концов, Resi 2 адаптировала бои Resi 6 для работы в клаустрофобных коридорах RPD, а Resi 6 сделала то же самое с оригинальной Resi 4, чтобы сделать их более плавными и кинематографичными. Ремейк ощущается по-другому, но более богато и органично, благодаря предшествующим восемнадцати годам совершенствования, которые привели именно к этому моменту.
К тому же это невероятно красивый ремейк. Возможно, об этом не нужно говорить, учитывая репутацию движка RE Engine, но эта игра выглядит особенно хорошо. Resident Evil незаметно стала лидером индустрии, когда речь заходит о яркой визуализации изношенных сельских деревень и роскошных европейских замков, до такой степени, что поневоле задумываешься, не была ли вся эта работа подготовлена именно для этого случая. Дерновая грязь окрашивает землю на слегка тлеющей деревенской площади. Из пещерных систем капает влага. В пустующих залах замка ощутимо холодно. Все это дополняется системой освещения, которая придает всему мягкость, добавляя тепла в мир, который не всегда этого заслуживает.
Жаль только, что некоторые области не дотягивают до совершенства. Дождь особенно жалок, его самая сильная форма удушает экран густыми белыми пятнами, которые можно вежливо описать как «Bad-GTA-Remaster-Like». И если RE Engine обычно способен создавать исключительные по красоте лица, то Леон, в частности, выглядит пластичным и полым, чего не скажешь о его коллегах. Это очень странно.
Но, конечно, для вернувшихся игроков самые важные вопросы касаются сходства. Как ремейк, Resident Evil 4 еще раз доказывает, что Capcom лучше других понимает баланс между старым и новым. Каждый крупный эпизод, который вы помните по оригинальной игре, здесь отполирован до блеска и если не переосмыслен, то воссоздан в точности так, как это было раньше. Но именно кусочки между ними являются более захватывающими. Играя в Resi 4, можно представить себе дизайнеров в их офисах, которые записывают моменты из оригинала на листочки и получают огромное удовольствие, перемешивая их порядок и заполняя пробелы свежим чувством волнения. Это более цельное приключение, менее линейное, чем оригинал, и с более сильным ощущением места, чем я ожидал.
Есть одно заметное упущение, но к тому моменту, когда я дошел до этого момента, я подозревал, что оно все равно было бы лишним, учитывая, сколько всего было добавлено в игру. Здесь нет никакого раздувания, в принципе. Темп игры безупречен — даже лучше, чем в оригинале, что, как я понимаю, является немаловажным утверждением, — переходя от одной захватывающей части к другой с бешеной скоростью. Добавление побочных заданий дает небольшую передышку от американских горок основного сюжета, но кроме того, что они дают вам повод задержаться в знакомых местах, они в основном бесполезны.
Добро. Что же это за увлекательная вещь — эта игра. Роскошный ремейк, одновременно и полное переосмысление, и послушная модернизация. Масштаб того, чего добилась Capcom, поражает. Как будто ответственная команда прекрасно осознавала, какую гортанную задачу они поставили перед собой — переделать столь любимую игру, как Resident Evil 4.
И оказалось, что единственный способ сделать это — создать нечто отдельное. Что-то уникальное. Ремейк, который переосмысливает исходный материал с такой же художественной лицензией, как и ремейк Resident Evil 2, даже если игра 2005 года выпуска была более совершенной в плане боя, визуального оформления и масштаба, чем игра для PS1, которую пытался воссоздать ее предшественник. Это очень похоже на Resident Evil 4 в том виде, в котором она могла бы существовать, будь она впервые выпущена сегодня, игра, которая комфортно существует среди своих братьев и сестер так, как оригинальная игра просто не существовала. Глупая, дерзкая и наглая — конечно, но не стыдящаяся своего прошлого и с удовольствием наслаждающаяся своими вдохновениями. Она, конечно, понимает, что является повторением, и иногда подмигивает игроку, что я нашел очень приятным, но она полна решимости быть своей собственной вещью.
И это удается. Это не замена оригинальной игры. Это далеко не так. На мой взгляд, она занимает то же место, что и ее (исключительная) VR-версия. Пересказ классики, созданный на собственных условиях. Блестящий экшен-шутер, большой, безрассудный и великолепный. Когда меня спросят, какая моя любимая игра всех времен, я отвечу, что она осталась прежней, только стала богаче и сложнее благодаря этому превосходному ремейку. Resident Evil 4, скажу я, и какая бы интерпретация ни пришла им в голову, она будет абсолютно верной.
